Перестанет ли Петербург быть портовым городом

Среди российских портов на Балтике произошли

перестановки в тройке лидеров. Большой порт Санкт-Петербург по объемам

грузооборота в 2013 году опустился со второго места на третье, пропустив

вперед порты Приморск и Усть-Луга.

Со второго на третье

Крупнейшими по грузообороту на

Балтике являются российские порты в Приморске, Усть-Луге и

Санкт-Петербурге. Там переваливается более половины (58%) всех грузов,

идущих морем через этот регион. Сразу вслед за российской «большой

тройкой» стоят три прибалтийских порта – в Клайпеде, Риге и Таллине.

Большой порт Санкт-Петербург –

крупнейший по размерам на Северо-Западе России (его площадь 628,6 кв.

км) – состоит фактически из нескольких портов, объединенных общей

администрацией. Он включает в себя причалы торгового, лесного, рыбного и

речного портов, нефтяного терминала, судостроительных и судоремонтных

заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а

также причалы Кронштадта, Ломоносова, Горской и Бронки. Всего причалов

более двухсот. Они расположены на островах в дельте Невы и в Невской

губе Финского залива. В порту, по данным на 2013 год, работают 25

стивидорных компаний. Они занимаются перегрузкой металла, удобрений,

леса, угля, руды, нефтепродуктов, контейнеров и много другого. В

последние годы рост грузооборота петербургского порта замедлился.

По итогам 9 месяцев 2013-го (более

свежих данных пока нет), общий объем обработанных грузов в Большом

порту Санкт-Петербург составил около 43 млн тонн, что на 2 процента

меньше, чем в аналогичном периоде 2012-го. Так что, вероятно, по итогам

2013-го петербургский порт ждет падение оборотов. И тогда со второго

места он переместится на третье. Уступив позиции порту Усть-Луга,

который стремительно растет.

Еще относительно недавно про этот

порт мало кто слышал, а сегодня он уже перехватил у городского порта

почетное звание «Морские ворота России». Теперь на статусных

мероприятиях так говорят про Усть-Лугу. А не про Петербург. Такую славу

порт заслужил за счет своего географического положения и быстрого

расширения вширь и вглубь. Усть-Луга, находящаяся в Кингисеппском районе

Ленинградской области, расположена практически на границе с Евросоюзом –

на пересечении международных транспортных коридоров. Другие

преимущества: большая глубина акватории и короткий подходной канал для

судов. Это позволяет порту принимать большие суда, дедвейтом (морской

аналог грузоподъемности) до 160 тысяч тонн, чего не может ни один другой

российский порт на Балтике. Грузооборот Усть-Луги за год увеличился

примерно на 40% и по итогам девяти месяцев составил почти 46 миллионов

тонн, что больше, чем у Большого порта Санкт-Петербург.

Сегодня в Усть-Луге работают

одиннадцать терминалов. Там перегружают уголь, лес, контейнеры, нефть и

нефтепродукты, автомобили. Порт постепенно становится главным игроком в

перевалке каменного угля в балтийском регионе, его рыночная доля в этом

бизнесе составляет 37%. Растет и перевалка нефти, отбирая прибыли у

ближайших конкурентов – портов Приморска и Таллина. Из-за агрессивного

развития Усть-Луги таллинский порт в 2012 году потерял 26% своего

нефтяного оборота, порт Приморска – 16% (по итогам 9 месяцев 2013-го).

По мнению экспертов, перераспределение нефтяных грузопотоков в пользу

Усть-Луги продолжится и дальше.

Крупнейшим на Балтике по

грузообороту сегодня является нефтеналивной порт Приморск. Там

заканчивается труба БТС (Балтийской трубопроводной системы), по которой

нефть течет из Сибири, Урала и стран СНГ к Балтийскому морю. Из

Приморска танкеры везут ее на экспорт. Ежегодный грузооборот этого порта

составляет более 70 млн тонн.

Поблизости от Петербурга есть еще

два порта – Выборг и Высоцк. Высоцк занимается перегрузкой

нефтепродуктов и угля. Порт также активно растет. В 2012 году он начал

принимать большие суда Panamax (водоизмещением более 70 тыс. тонн),

благодаря чему значительно расширилась география поставок. Уголь из

Высоцка идет на экспорт в Финляндию, Польшу, Германию, Великобританию и

Голландию. В итоге общий грузооборот порта по итогам 9 месяцев прошлого

года вырос на 28% и составил более 12 млн тонн. Что намного больше, чем

прогнозировалось.

Выборгский порт замечателен тем,

что существует с шестнадцатого века. Главный его капитал – история.

Грузооборот составляет более миллиона тонн в год, что в масштабах

региона не слишком заметно.

Грязные грузы – соседям

Расстановка сил среди крупных

балтийских портов меняется. Их развитие определяют инвесторы,

региональные и федеральные власти. Все игроки заявляют об амбициозных

проектах, но сбыться суждено не всем планам.

Один из основных федеральных

документов, определяющих дальнейший рост портов, – федеральная программа

«Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Однако

политическая и финансовая поддержка в рамках программы идут несколько

хаотично: то все силы бросаются на развитие Усть-Луги, то вдруг

подбрасывают денег Петербургу. А в последнее время вектор федеральных

предпочтений развернулся с севера на юг. На недавнем совещании у

президента, посвященном развитию портов, внимание было уделено

наращиванию мощностей на Таманском полуострове, в Азовско-Черноморском

бассейне.

Тем не менее в федеральной

программе заложены средства на развитие портов в Санкт-Петербурге,

Усть-Луге и Высоцке. На сайте ФГУП «Росморпорт» описаны планы развития

балтийских портов – какими их хотят видеть федеральные власти.

В Высоцке планируется

реконструкция систем навигационного обеспечения и строительство новых

терминалов мощностью более 10 млн тонн.

В Усть-Луге – дальнейшее

увеличение количества терминалов и развитие портовой инфраструктуры. В

частности, с 2013 по 2015 год там планируется построить «Балтийский

металлургический терминал» и терминал по перегрузке алюминия и

глинозема. А с 2015 по 2017-й – терминал по перевалке минеральных

удобрений. В 2025 году предполагается ввести в эксплуатацию вторую

очередь контейнерного терминала в морском порту. К 2015 году объем

грузоперевалки Усть-Луги должен составить 133,2 млн тонн, а к 2020 году

(полное развитие) 195,5 млн тонн в год.

В Большом порту Санкт-Петербург в

рамках федеральной программы будет удлинена причальная стенка и

построены новые причалы. Ликвидирован остров Кривая дамба,

реконструированы навигационно-гидрографические объекты. Возведен

многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка»,

построен терминал в Кронштадте, рассчитанный на перевалку автомобилей

(до 27,2 тысяч машин в год), а также проведена масштабная реконструкция

акватории порта и объектов портовой инфраструктуры. В итоге, после

реконструкции совокупный грузооборот петербургского порта должен вырасти

в несколько раз.

Власти Ленобласти стараются

включиться в федеральные планы и поддерживают развитие портов на своей

территории. А вот планы городских властей, скорее, обратного свойства. В

Смольном хотят снизить нагрузку на городской порт и вывести грузопотоки

из центра Петербурга. Потому что значительная часть портовых площадей

расположена практически в центре города и со всех сторон окружена

промышленными и жилыми кварталами.

Существующие магистрали, по

которым грузы доставляются из порта и в порт, критически загружены. И

даже Западный скоростной диаметр ситуацию не очень спасает. Планы по

выводу порта из центра города записаны в Стратегии развития Петербурга

до 2030 года.

Еще несколько лет назад Комитетом

по транспортно-транзитной политике Смольного была просчитана

экономическая эффективность использования портовых территорий. Тогда

расчеты показали, что часть районов порта выгоднее перепрофилировать под

деловую и жилую застройку.

Сегодня эксперты говорят о том, что порт нужно «и развивать, и выводить» одновременно.

Судьба всех портов, которые

оказались окружены городской застройкой, предопределена. Они испытывают

большие проблемы с подвозом и вывозом грузов. Поэтому часть их нужно

выводить. Я считаю, что негоже, когда мы затягиваем в город грязные

грузы – нефть, нефтепродукты, уголь. Их нужно переводить в новые районы

Большого порта – Бронку, Горскую, Кронштадт. С другой стороны, такие

грузы, как рефрижераторные, контейнерные, должны сохраняться. Примерно

то же самое происходит в Голландии, в Роттердаме. Там выводят из центра

грязные грузы, а в старых частях порта остаются только цветы и пищевые

продукты. Я считаю, что по углю и нефти не надо Петербургу конкурировать

с Приморском и Усть-Лугой. Правильнее отдать это Ленобласти. Там для

этого есть возможности. Падение грузооборота Большого порта может быть

преодолено за счет создания новых районов – в Бронке, Горской,

Кронштадте. За счет этих территорий, думаю, будут восстановлен

грузооборот, но с диверсификацией грузов, – считает руководитель

Северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий

Чижков.

Об этом же говорили и эксперты –

участники конференции «Перспективы развития Большого порта

Санкт-Петербург». Они также делают ставку на развитие порта в Бронке.

ММПК «Бронка» строится на южном побережье Финского залива, неподалеку от

Ломоносова и рядом с КАД. Его инвестором является петербургский

бизнесмен Дмитрий Михальченко, генеральный директор ХК «Форум». В

комплекс войдут контейнерный терминал и терминал накатных грузов, а

также логистический центр. За счет развития мощностей там грузооборот

Большого порта Санкт-Петербург к 2015 году должен составить 93 млн тонн

(против 58 млн тонн в 2012-м), а к 2025 году – 140,5 млн тонн.

Балтика: новые ворота

В конце прошлого года

международная консалтинговая компания KPMG, провела исследование

конкурентоспособности балтийских портов. Выяснилось, что затраты на

пользование портами и на саму перевалку оказывают небольшое влияние на

конкурентоспособность портов. Зато имеют значение географическое

положение, качество портовой инфраструктуры, доступность железнодорожных

и автодорог, налоговые пошлины. А решающую роль в дальнейшем развитии

портов, по мнению международных экспертов, будут играть действия

учреждений, руководящих портами, и «ответственных госучреждений».

Применительно к российской действительности, под этой формулировкой,

вероятно, надо понимать политику федеральных и региональных властей.

Согласно исследованию, у каждого из балтийских портов сегодня есть своя конкурентная ниша.

Приморск лидирует по перевалке нефти и нефтепродуктов.

Петербург – по обработке контейнерных грузов и металла.

Лидер по перегрузке минеральных удобрений – литовский порт в Клайпеде.

В сегменте продуктов лесопереработки первое место занимает Рижский порт.

Таллинн стал крупнейшим по пассажирским перевозкам.

Усть-Луга обогнала всех по перевалке каменного угля.

В зарубежных портах на Балтике, по

данным сайта kremlin.ru, сегодня обрабатывается порядка 100 миллионов

тонн или 15% от общего объема перевалки российских экспортных грузов. По

данным Минтранса, за последнее десятилетие эта доля сократилась почти в

два раза. Транспортной стратегией России до 2030 года предусмотрено,

что доля портов сопредельных государств в перевалке наших экспортных

грузов должна сократится до 4 процентов.

Эксперты полагают, что отечественные порты на Балтике и дальше будут отбирать хлеб у прибалтийских конкурентов.

– Вне всяких сомнений, лидером по

грузообороту не только на Северо-Западе, но и вообще на Балтике, станет

порт Усть-Луга. Для этого есть все предпосылки и по грузовой базе, и по

подъездным путям, и по формированию селитебной (жилой) зоны, – уверен

Юрий Чижков.

Реализация всех проектов по

развитию портовых мощностей в Ленобласти к 2015 году должна дать рост

совокупного грузооборота региональных портов до 250-300 миллионов тонн.

Что в три раза больше, чем даже в планах может себе позволить Петербург .

МК в Питере